Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Международные турниры
|
1790
0

ПЕРЕС: «В Испании обсуждается создание футзального Реала»

Главный тренер МФК «Динамо» (Москва) Тино ПЕРЕС о ЧР, легионерах-бразильцах и перспективах футзала

ПЕРЕС: «В Испании обсуждается создание футзального Реала»

В 2012 году мини-футбольный клуб «Динамо» празднует свое десятилетие. Юбилейный сезон команда отметила восьмым титулом чемпиона России. В финальной серии с новосибирским «Сибиряком» динамовцы взяли верх с общим счетом 3:0. Однако были в этом году и неудачи. Одна из самых досадных – поражение от испанской «Барселоны» в финале Кубка УЕФА. Конечно, российские команды большого футбола о такой «неудаче» могут только мечтать, но МФК «Динамо» – один из европейских грандов в своем виде спорта, а испанец Тино Перес – обладатель тренерского рекорда по числу выигранных Кубков УЕФА. Четырежды он приводил испанские команды к победе в этом турнире. Почему не удалось в этот раз одолеть «Барселону»? Что общего у мини-футбола с хоккеем? Чем бразильцы отличаются от русских? Об этом и о многом другом корреспондент vtbrussia.ru побеседовал с испанским специалистом. Но начался этот разговор с обсуждения последней игры плей-офф, после которой и состоялось это интервью.

– В финальной игре с «Сибиряком» на первый план вышла психология. Было очень сложно после двух выездных побед настроить команду на серьезную борьбу?
– Безусловно, и эту ситуацию мы предвидели. Сегодня на теоретическом занятии этот момент особо обсуждался с командой. Мы пытались найти золотую середину между чрезмерной закрепощенностью из-за ответственности за результат и излишней расслабленностью. Но в первом тайме нам это не удалось.

– Зато во второй половине матча все изменилось. Что вы сказали игрокам в перерыве?
– Если вкратце, то я сказал, что надо прибавить в агрессивности действий, добиться, чтобы четче шли передачи. Если наши передачи не доходят до партнеров, то идут обрезы и следуют контратаки на наши ворота. В тот момент мы нуждались в уверенном контроле мяча. И я посчитал, что, прибавив в этом аспекте, мы сможем улучшить игру в целом.

– У вас очень эмоциональная манера руководить игрой. Вы напоминаете дирижера, руководящего оркестром.
– Я считаю, что это помогает, иначе я бы этого не делал. Любой футболист во время игры бросает взгляд на скамейку и видя, что его тренер заряжен, мотивирован, сам заряжается этой энергией. Энергия передается от тренера футболистам – как положительная, так и отрицательная. Такое воздействие характерно для видов спорта, которыми занимаются в залах. Тренер находится близко к своим подопечным и может влиять на них, передавать им эмоции, делать подсказки. В видах спорта на открытом воздухе это делать тяжелее. Мини-футбол – это спорт, в котором необходимо постоянное движение, поэтому расслабленного тренера, который сидя дает инструкции, представить сложно.

– Игроки вас слышат во время матчей?
– Безусловно, часть информации теряется. Но я замечаю, что игроки привыкают к подсказкам, поворачивают голову: они знают, что со скамейки звучат указания. Если тренер рядом и старается не спускать с тебя глаз, нагнетать напряжение, то ты не можешь работать спустя рукава. Бывали ситуации, когда я вдруг замолкал и некоторые из моих футболистов просили меня, чтобы я создавал атмосферу, к которой они привыкли. Я признаю, что в некоторых достаточно редких случаях это может быть бесполезно, может даже навредить. Но если я нахожусь рядом с активным, счастливым человеком, то и сам я становлюсь счастливее, а если я нахожусь рядом с грустным человеком, то я начинаю грустить. Это не только спорта касается. Я не отвечаю на звонки грустных людей.

– Спорт – это шоу. Значит, тренер тоже должен быть артистом, работать на публику?
– Нет. Я не совсем с этим согласен. С моей точки зрения, игроки являются главными действующими лицами в этом спектакле, а тренер лишь дает подсказки и пытается их ободрить и зарядить энергией. И если вдруг кому-то кажется, что я пытаюсь делать шоу, то, наверное, мне следует умерить свою активность.

– Нет-нет, у вас все хорошо получается. Но если не на публику, то на судей тренер должен воздействовать?
– Я это не практикую. И за те 15 лет, что я работаю в Суперлигах, получил только одну желтую карточку. Я не спорю с арбитрами. Просто у меня нет такой привычки.

– Вы без единого поражения прошли игры плей-офф. Можно ли сказать, что у «Динамо» в России сегодня соперников нет?
– Это абсолютно неверно. Об этом говорят и итоги регулярного первенства, в котором мы заняли только второе место. Мы проиграли в этом году игр больше, чем в прошлом. Но плей-офф нам дался немного легче. Следует поблагодарить ВТБ за огромную поддержку, которую банк нам оказывает. Эта поддержка позволяет иметь достаточно длинную скамейку. Это очень существенный фактор, учитывая то, что мы играли в трех турнирах: в Кубке России, где нам все же немного не хватило, чтобы стать его обладателями, в Кубке УЕФА и в Суперлиге.

– Можете сравнить уровень российского и испанского чемпионатов?
– В данный момент российская Суперлига выглядит сильнее испанской. В России выступают более равные команды. Это видно и по стадии плей-офф, где противостояние, как правило, доходило до пяти матчей. А клуб «Газпром-Югра», который занял в регулярном чемпионате лишь шестое место, обыграл в трех поединках екатеринбургскую «Синару». В России достаточно команд, которые вкладывают серьезные деньги в свое развитие. Это и «Газпром-Югра», и «Синара», и «Сибиряк». На следующий сезон, насколько я знаю, «Дина» усилится. В испанском чемпионате только две сильные команды – «Интер Мовистар» и «Барселона». Я считаю, что «Динамо» сейчас ни в чем не уступает «Барселоне». Но мы, разумеется, не должны почивать на лаврах. Мы тоже будем искать пути усиления команды.

– Много ли бразильцев играет в испанском чемпионате?
– Много. Намного больше, чем в России. Сейчас в Испании нет ограничений на иностранных игроков, однако финансовые возможности команд сегодня ниже, чем в России. Именно поэтому в Испании стало гораздо меньше высококлассных бразильцев. Команды берут больше молодых игроков на перспективу.

– Можно ли сказать, что чем больше в команде бразильцев, тем выше шансы на победу? Посчитайте бразильцев – и вы узнаете, кто победит?
– Я считаю, что дело не в количестве бразильцев, а в качестве российских футболистов. В «Сибиряке» было четыре бразильца, но уровень команды, с моей точки зрения, определяется подбором российских футболистов. Можно иметь сильную четверку, сформированную из бразильцев, и они будут выглядеть хорошо, но именно вторая четверка, сформированная из русских футболистов, станет определяющей. От нее будет зависеть, сможет ли команда поддерживать уровень, заданный первой четверкой. У «Барселоны», с которой мы встречались в этом году в финале Кубка УЕФА, процентное соотношение бразильских и местных футболистов приблизительно такое же, как у нас, а в итальянской «Марке», с которой мы играли в полуфинале, бразильцы доминируют в составе, но «Марку» мы смогли одолеть, а «Барселоне» проиграли.

– Тренируются ли бразильцы и русские вместе?
– В тренировочном процессе никакого разделения нет. Все футболисты обладают одним высочайшим уровнем мастерства. Разница между бразильцами и русскими немного проявляется в ходе игр, но эта разница обусловлена только тем, что бразильцы имеют больше игрового опыта. В Бразилии мини-футбол развивается уже достаточно давно, и там привыкли играть на высочайшем уровне конкуренции. У российских футболистов такой возможности не было. Но таких игроков, как динамовцы Фукин и Шаяхметов, как Сучилин и Иванов из «Сибиряка», мало даже в Бразилии. Сергей Иванов – это вообще игрок мирового уровня, который прекрасно владеет мастерством завершением атаки. Преимущество игроки из Бразилии получают за счет опыта проведения игр на высочайшем уровне.

– На каком языке общаетесь с командой?
– Я хочу говорить по-русски (говорит по-русски – прим. автора). И я все больше и больше объясняюсь с игроками на русском языке. Испанский теперь использую, только когда мне надо объяснить что-то сложное.

– Один финский тренер, работающий в КХЛ, посоветовал своему соотечественнику, прибывшему в Россию недавно, не учить русский язык. Мол, много такого услышишь, чего не хотелось бы. Вы уже все понимаете, что говорят русские игроки?
– Да, я понимаю почти все. Но какой словарный запас они будут использовать в отношении меня, зависит только от меня. Я считаю, что очень важно учить язык страны, в которой работаешь. Мне было очень тяжело тренировать, не понимая абсолютно ничего. Поэтому я два раза в неделю занимаюсь русским языком.

– Вы – тренер-рекордсмен по числу побед в Кубке УЕФА. С испанскими клубами вам удалось это сделать четырежды! Почему в этом году не смогли одолеть в финале «Барселону»?
– С моей точки зрения, мы превзошли в финальном матче «Барселону», но не смогли реализовать моменты, которые создали. И не всегда та команда, которая играет лучше, добивается победы. Так произошло и в этот раз. В российском первенстве «Динамо» забивает больше всех, но именно дефицит голов явился решающим фактором в матче с «Барселоной». Над этим мы сейчас работаем. Мы ищем футболиста, который был бы хорош в завершении наших атак.

– То есть причина выявлена и меры принимаются?
– Да, тут все предельно понятно. Но надо сказать, что это спорт, а не математика, и здесь важен еще и психологический аспект.

– Возможно, свою роль сыграл тот факт, что финал проходил в Испании и «Барселона» получила преимущество в виде поддержки публики?
– Что касается болельщиков, мы себя не чувствовали ущемленными, поскольку приехала большая группа поддержки из России, и испанская публика была приятно удивлена этим визитом.

– Мини-футбол – это маленький футбол или другой вид спорта?
– Это абсолютно разные виды спорта. Если в футболе нагрузки аэробного характера, то у нас игроки работают совсем по-другому. Поэтому в мини-футболе нет ограничений на замены. У него больше общего с видами спорта, которые играются в залах. Нагрузки очень интенсивные, хотя и короткие по времени. В большом футболе рывки не так энергозатратны, поэтому игроки проводят на поле 90 минут. В мини-футболе такое невозможно. Чтобы играть 90 минут в мини-футбол, надо, наверное, играть пешком. Поэтому есть несколько четверок, чтобы поддерживать темп игры. Мы больше похожи на хоккей. В том числе и по рисунку игры: больше круговых маневров. Вратарские действия больше напоминают гандбол. Контратаки – как в баскетболе, взрывные и резкие. Я очень активно применяю опыт других видов спорта. Постоянно изучаю новшества.

– Но основа техники работы с мячом все равно футбольная. Могло бы «Динамо» сыграть в большой футбол на серьезном уровне?
– Не думаю. Абсолютно другой тактический рисунок, другой мяч, другое поле под ногами. И наоборот: если взять игрока большого футбола и засунуть в мини-футбол, он также будет выглядеть беспомощным. Мало пространства, навыка нет. В моей практике такое бывало. Мини-футбольная команда встречалась с футбольной. Организовывались благотворительные игры между игроками большого футбола и мини-футболистами. Играли на большом поле, потом на паркете, но это было всего лишь шоу.

– Не секрет, что не всегда матчи по мини-футболу проходят при переполненных трибунах. Как привлечь зрителя? Как сделать игру более зрелищной? Может, стоит увеличить размеры площадки?
– Если при имеющемся числе игроков увеличить площадку, то игра наоборот станет скучнее, потому что будет сложно прессинговать, и команды будут садиться в глухую оборону Что самое важное для зрителей? Это голы и голевые моменты. Мы в среднем забиваем по три-пять мячей за игру плюс два мяча забивает нам соперник. Игра получается достаточно зрелищной и болельщикам нравится. Постоянные атаки и контратаки. Плюс замена вратаря в концовках – тоже весьма зрелищный момент.

Что действительно сейчас обсуждается, в частности, в Испании, и что, мне кажется, было бы на пользу всем существующим лигам, – чтобы мини-футбольные команды находились в системе больших футбольных клубов. В «Спартаке» был свой мини-футбольный клуб. На Украине у «Шахтера» была мини-футбольная команда. В Португалии – это «Бенфика» и «Спортинг». В Испании обсуждается создание мини-футбольного «Реала». Тогда будет приходить больше зрителей, чтобы поддержать любимые команды на мини-футбольном уровне. Это и для телевидения более привлекательно. Принципиальное соперничество из большого футбола будет переноситься в мини-футбольный зал.

– Как вы стали мини-футбольным тренером? Наверное, в детстве мечтали о большом футболе?
– Я с шести лет играл в большой футбол, но затем перешел в мини. С 12 лет я нахожусь в этом виде спорта, и мне никогда не приходило в голову поменять его. Сначала играл, но уже с 18 лет начал тренировать детей. Я чувствую себя полезным в мини-футболе. Я мог бы перейти в гандбол или баскетбол, но не в большой футбол. Мне постоянно нужен этот стресс, заряженность на борьбу.

Леонид СИТНИК, Sport.ua

Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Хацкевич рассказал, были ли у Яремчука проблемы с режимом и алкоголем
Футбол | 28 марта 2024, 14:52 2
Хацкевич рассказал, были ли у Яремчука проблемы с режимом и алкоголем

Бывший главный тренер «Динамо» считает Романа самым профессиональным футболистом

Стало известно, сколько заработали Свитолина, Калинина, Ястремская в Майами
Теннис | 28 марта 2024, 17:11 0
Стало известно, сколько заработали Свитолина, Калинина, Ястремская в Майами

Дальше всех из украинок прошла Ангелина, которая остановилась на стадии 1/8 финала

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.